Меню

Итоговое сочинение ЕГЭ


Сочинение является допуском к ЕГЭ.

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Проводиться оно будет в ноябре. Продолжительность сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).  В продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей бланков и др.)

  Темы сочинений и тексты изложений разрабатываются ГАУДПО МО «Институт развития образования» в соответствии с открытыми тематическими направлениями итогового сочинения и будут размещены на сайтах Министерства образования и науки Мурманской области, ГАУДПО МО «Институт развития образования», ГБУ МО «Региональный центр оценки качества образования» за 15 минут до начала сочинения.

    Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

    В случае получения неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое сочинение (изложение) обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

  Участники итогового сочинения (изложения) могут быть повторно допущены в текущем году к сдаче итогового сочинения (изложения) в случаях, предусмотренных настоящим Методическими рекомендациями, и в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

         Напоминаем, что изложение могут выбрать 

- лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), дети-инвалиды;

- лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в лечебных учреждениях, в санаторных школах;

- обучающиеся, получающие среднее общее образование в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

  В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «лицом с ОВЗ признается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий», поэтому, помимо медицинской справки, необходимо предоставить заключение ПМПК. Дети – инвалиды предоставляют только оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

   Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения).

  Заявление на написание изложения подается в образовательную организацию, где обучающийся осваивает образовательные программы среднего общего образования, не позднее чем за 2 недели до проведения изложения.


 1. Памятка по проведению итогового сочинения скачать>>

 2. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования скачать>>

Методика подготовки к итоговому изложению скачать>>

-Методика подготовки к итоговому сочинениюскачать>>

 3. Инструкция для участника итогового сочинения (изложения) (утвержденная приказом Министерства образования и науки от 20.10.2015 г. №1872) скачать>>

 4. Приказ Министерства образования и науки от 27.11.2015 г. "Об аккредитации общественных наблюдателей при проведении итогового сочинения (изложения)" скачать>>


Особенности формулировок тем итогового сочинения 2017 - 2018 учебного года


ФИПИ опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год

   Федеральный институт педагогических измерений опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения, которые Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах были определены на 2017/18 учебный год.

  Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

  5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

1. «Верность и измена» 

   В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

   Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

2. «Равнодушие и отзывчивость»

   Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

   В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства» 

   Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

   Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость» 

   В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

   На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

5. «Человек и общество»

   Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

   В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса. Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

   Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

   В 2017/18 учебном году итоговое сочинение пройдет 6 декабря, 7 февраля и 16 мая.


При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

- соответствие открытым тематическим направлениям;

- обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

- обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);

- нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

- соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

- ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

 

Подробнее смотрите здесь>>